Образование
Закон Волгоградской области от 04.10.2013 г. № 118-ОД «Об образовании в Волгоградской области»
Полное наименование образовательной организации : муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Усть-Бузулукский детский сад «Теремок » Алексеевского муниципального района Волгоградской области.
Сокращенное наименование: МБДОУ «Теремок»
Организационно-правовая форма — муниципальное бюджетное учреждение.
Характер деятельности — образовательная.
Тип — дошкольное образовательное учреждение
Учредителем детского сада является администрация Алексеевского муниципального района Волгоградской области. Юридический и фактический адрес учредителя: ул. Ленина, дом 39, станица Алексеевская, Волгоградская область, 403241.
На основании распоряжения главы Алексеевского муниципального района от 30.10.2009 года № 254-р « О передачи муниципального имущества» здание детского сада находится на праве оперативного управления. Имущество МБДОУ «Теремок» , закрепленное за ним на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью.
МБДОУ «Теремок» внесен в Единый государственный реестр юридических лиц от 10.06.2010 г., основной государственный регистрационный номер № 1033401045787 . Детский сад имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, расчетный счет в банковских учреждениях, печать и штамп со своим наименованием.
Устав детского сада зарегистрирован Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы №7 по Волгоградской области 31.03.2016 г.
Лицензия № 19 от 19.03.2018 г., выдана Комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области. Срок действия - бессрочно.
Детский сад осуществляет свою образовательную, правовую и хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования ; Законодательством Российской Федерации, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН и другими нормативными актами, договором между Учредителем и детским садом, Уставом дошкольного учреждения.
Дошкольное учреждение расположено в отдельно стоящем здании, выстроенном по типовому проекту. Здание двухэтажное, общей площадью 542.7 кв.м., построено в 1979 году, функционирует с 1979 года. Проектная мощность детского сада - 4 группы.
Территория детского сада огорожена, общая площадь составляет 4320 м2, на ней имеются следующие зоны: огород, экологическая тропа, фруктовый сад, спортивная площадка, 4 игровые площади по возрастам с теневыми верандами и игровым оборудованием, отвечающим требованиям программы и возрастным особенностям детей.
Спортивная площадка занимает площадь 480 м2, на ней имеются: зоны с оборудованием для спортивных игр, зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами, яма для прыжков.
На территории детского сада имеется игровая зона, которая включает в себя 4 игровые площадки . В нее входят малые архитектурные формы, теневые навесы, горка, качели, песочница, стенка для игр, установка для лазанья и игр с мячом, скамьи.
Свободная от застройки территория озеленена деревьями, кустарниками.
Размещение участка детского сада по отношению к окружающей территории и строениям соседних зданий соответствуют требованиям СанПиН
Основными задачами детского сада являются:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого воспитанника в период дошкольного детства независимо от пола, нации, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, в рамках реализуемых в МБДОУ «Теремок» образовательных программ дошкольного образования с основными общеобразовательными программами начального общего образования;
- создание благоприятных условий развития воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого воспитанника как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности воспитанников, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирование развивающей среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников;
- обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников МБДОУ «Теремок»
В МБДОУ "Теремок" функционируют 2 группы с количеством детей - 31 человека.
II младшая группа — от 1 года до 4 лет —13 детей;
Старшая группа – от 4 до 8 лет — 18 детей.
Режим работы детского сада 10,5 часов.
ПЕРЕХОД ДОУ НА ФОП ДО.
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования" дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
· обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
· создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
· создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
Педагогический коллектив МБДОУ "Теремок» на педагогическом совете ознакомился с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, Дорожной картой ФОП ДО и необходимостью приведения в соответствие с ФОП ДО своей основной образовательной программы, рабочих программ не позднее до 1 сентября 2023 года (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ), Программы развития на 2022-2025гг. Для обеспечения методической поддержки педколлектива в детском саду создана рабочая группа по разработке Дорожной карты ФОП ДО, Программы развития. В связи с этим МБДОУ "Теремок» с 01.09.2023 года переходит на непосредственное применение вышеуказанной Программы.
Материалы для ознакомления:
Презентация ФОП ДО: изучаем, обсуждаем, размышляем.
· Федеральная образовательная программа дошкольного образования
Приказ о создани рабочей группы по приведению ООП МБДОУ «Теремок» в соответствие с ФОП ДО
Положение о рабочей группе по приведению ООП ДОО в соответствие с ФОП ДО
Годовой план работы на 2023-2024 учебный год
Учебный план работы на 2023-2024 уч. год с пояснительной запиской
Годовой календарный учебный график на 2023-2024 уч.год.
Нормативный срок освоения программы - 5 лет
Учебный план работы на 2020-2021 уч.год
Годовой календарный учебный график на 2020-2021 уч. год.
План воспитательно-образовательной работы на 2020-2021 уч.год.
Годовой план работы на 2020-2021 учебный год.
Годовой план работы на 2019-2020 учебный год http://teremokmbdou.ucoz.ru/_tbkp/godovoj_plan_2019-2020_uch.god.pdf
Учебный план на 2019-2020 учебный год http://teremokmbdou.ucoz.ru/_tbkp/uchebnyj_plan_2019-2020.pdf
Пояснительная записка к учебному плану http://teremokmbdou.ucoz.ru/_tbkp/pojasnitelnaja_zapiska_k_uch.planu2019-20_god.pdf
Годовой календарный учебный график на 2019-2020 учебный год http://teremokmbdou.ucoz.ru/_tbkp/godovoj_kalendarnyj_uchebnyj_grafik2018-19_uch.god.pdf
План воспитательно-образовательной работы на 2019-2020 учебный год http://teremokmbdou.ucoz.ru/_tbkp/plan_vospitatelno-obrazovatelnoj_raboty_na_2019-20.pdf
Годовой план работы на 2018-2019 учебный год http://teremokmbdou.ucoz.ru/_tbkp/godovoj_plan_raboty_na_2018-2019_uchebnyj_god.pdf
Учебный план на 2018-2019 учебный год http://teremokmbdou.ucoz.ru/_tbkp/uchebnyj_plan_2018-2019_uch.god.pdf
Пояснительная записка к учебному плану http://teremokmbdou.ucoz.ru/_tbkp/pojasnitelnaja_zapiska_k_uch.planu2018-19_god.pdf
Годовой календарный учебный график на 2018-2019 учебный год http://teremokmbdou.ucoz.ru/_tbkp/kalendarnyj_uchebnyj_grafik_001.jpg
Расписание НОД на 2017-2018 уч.год http://teremokmbdou.ucoz.ru/raspisanie_nod_2017-18_uch.god.docx
Годовой календарный учебный график на 2017-2018 уч.год http://teremokmbdou.ucoz.ru/godovoj_kalendarnyj_uchebnyj_grafik2017-18_uch.god.docx
Скан графика http://teremokmbdou.ucoz.ru/godovoj_kalendarnyj_uch-grafik_001.jpg
Учебный план на 2017 - 2018 уч.год http://teremokmbdou.ucoz.ru/uchebnyj_plan_2017-2018.doc
Скан учебного плана http://teremokmbdou.ucoz.ru/uchebnyj_plan_001.jpg
Пояснительная записка к учебному плану http://teremokmbdou.ucoz.ru/pojasnitelnaja_zapiska_k_uch.planu2017-18.docx
План воспитательно-образовательной работы на 2017-2018 учебный год http://teremokmbdou.ucoz.ru/plan_vospitatelno-obrazovatelnoj_raboty_na_2017-18.docx
Скан плана воспитательно-образовательной работы http://teremokmbdou.ucoz.ru/plan_vospitatelno-obr-raboty_001.jpg
Годовой план работы на 2017-2018 учебный год http://teremokmbdou.ucoz.ru/godovoj_plan_2017-18_uch.god.doc
Скан годового плана работы http://teremokmbdou.ucoz.ru/godovoj_plan_001.jpg
План воспитательно-образовательной работы на летний период 2017 года http://teremokmbdou.ucoz.ru/obshhij_plan_raboty_na_letnij_period_2017_goda.docx
Краткая презентация программы:
Основная образовательная программа дошкольного образования (далее- Программа) является нормативно-управленческим документом, регламентирующим содержание и организацию образовательной деятельности и представляющим модель образовательного процесса муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Усть-Бузулукского детского сада «Теремок» Алексеевского муниципального района Волгоградской области ( далее МБДОУ «Теремок»)
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный N 53776).(далее - ФГОС ДО ) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028 (далее – ФОП ДО).
Программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в МБДОУ «Теремок», и планируемые результаты освоения образовательной программы.
Обязательная часть Программы соответствует Федеральной программе и может быть оформлена виде ссылки на нее.
Программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания (далее - программа воспитания), примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы (далее - План) и иные компоненты.
В Программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе программы представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты освоения программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел программы входит федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в МБДОУ «Теремок»; материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе представлены режим и распорядок дня в дошкольных группах, федеральный календарный план воспитательной работы.
Программа предоставляет право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива ДОО и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
Реализация Программ, направленных на обучение и воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учетом принципов ДО, зафиксированных во ФГОС ДО.
При соблюдении требований к реализации программы и создании единой образовательной среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования. Программа реализуется с 1 сентября 2023 года
МБДОУ "Теремок" реализует основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ "Теремок" , разработанную на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования "Детство"
Описание Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ "Теремок"
Образовательная программа МБДОУ Усть-Бузулукского детского сада «Теремок» Алексеевского муниципального района Волгоградской области разработана на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (в основе Программы «Детство» - теоретические идеи петербургской (ленинградской) научной школы дошкольной педагогики.)
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Основополагающие требования к Образовательной программе базируются на положении Стандарта об охране и укреплении физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Это определяет здоровьесберегающую и здоровьесохраняющую направленность основной образовательной программы ДОУ, которая выражается:
- в оптимизации объема образовательного содержания и приближении его к разумному «минимимуму»;
- в определении образовательной нагрузки на ребенка в течение дня в соответствии с требованиями действующего СанПин;
- - в оптимизации режима дня и двигательного режима с учетом возрастных психофизиологических особенностей воспитанников;
Девиз программы : «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру.
Цель Образовательной программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Задачи Образовательной программы . Образовательная программа , разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Особенности содержания Образовательной программы. Содержание выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.
В состав образовательной программы включена программа воспитания и календарный план воспитательной работы МБДОУ "Теремок". Целью разработки и реализации программы воспитания является формирование гармонично развитой высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Главной задачей является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного на основе базовых национальных ценностей (ценности семьи, гражданские ценности, нравственные ценности, ценности труда, ценности культуры, ценности истории, экологические ценности)
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 мес. – 1 год, 1 год – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.
Рабочие программы педагогов
Аннотация к рабочим программам http://teremokmbdou.ucoz.ru/anotacija_k_rabochim_programmam.pdf
Рабочая программа ясельной группы
Рабочая программа 2-ой младшей группы
Рабочая программа старшей группы
Рабочая программа учителя-логопеда
Парциальные программы, реализуемые в МБДОУ "Теремок"
О.Л. Князева, М. Д. МаханеваО.Л. программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"http://teremokmbdou.ucoz.ru/_tbkp/priobshhenie_detej_k_istokam_narodnoj_kultury.pdf
О.С.Ушакова "Программа развития речи дошкольников"http://teremokmbdou.ucoz.ru/_tbkp/programma_razvitija_rechi_doshkolnikov-ushakova_o..pdf
Н.В.Нищева «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи ( с 3до 7 лет)» http://teremokmbdou.ucoz.ru/_tbkp/nishheva_n.v..pdf
С.Н.Николаева программа "Юный Эколог" http://teremokmbdou.ucoz.ru/_tbkp/junyj_ehkolog.pdf
О.А. Воронкевич программа "Добро пожаловать в Экологию" http://teremokmbdou.ucoz.ru/_tbkp/dobro_pozhalovat_v_ehkologiju_2-ja_mladshaja_grupp.pdf
Л.В.Куцакова программа "Конструирование и ручной труд в детском саду"http://teremokmbdou.ucoz.ru/_tbkp/konstruirovanie_i_ruchnoj_trud_v_detskom_sadu.pdf
ОПИСАНИЕ ПАРЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В МБДОУ «ТЕРЕМОК».
Целостность образовательного процесса может достигаться не только путем использования одной основной ( комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных ( специализированных) программ- программ по одному или нескольким направлениям развития ребенка. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ( ФГОС) каждое дошкольное учреждение самостоятельно составляет перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.
В нашем детском саду основную образовательную программу дошкольного образования , составленную на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» , дополняют следующие парциальные программы и методические пособия:
Программа "Развитие речи у детей дошкольного возраста" (О.С. Ушакова)
Программа рассчитана на работу с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Обучение языку, развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонематическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Поэтому важной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей (индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики). В основу программы легли результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания (ныне – Исследовательский центр семьи и детства Российской академии образования) под руководством Ф. Сохина и О.С.Ушаковой. При разработке проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения языку в психолого-педагогическом аспекте авторы выделили три основных направления:
-структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);
- функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения); -когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).
Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем формирования личности ребенка-дошкольника.
Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:
• владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа;
• умение вступать в контакт с взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять);
• знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
• умение читать и писать (элементарное владение грамотой и письмом).
Программа включает следующие разделы:
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Словарная работа.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Развитие связной речи.
Программа включает методические указания для каждой возрастной группы. К программе разработаны конспекты занятий для всех возрастных групп (О.С. Ушакова, А.Г.Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т. Юртайкина, под ред. О.С. Ушаковой); пособие для воспитателя детского сада – «Занятия по развитию речи в детском саду» (А.Г.Арушанова, О.С. Ушакова)
Программа "Добро пожаловать в экологию"Автор: О.А. Воронкевич
Цель: формирование основ экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Основные принципы построения программы:
• системное строение природы;
• понятие «живое» как основа экологического образования;
• единство живой и неживой природы;
• приспособление растений и животных к среде обитания и к сезону;
• единство человека и природы как основы экологического сознания.
В основе реализации данной программы лежит метод наглядного моделирования, разработанный кандидатом педагогических наук Н.Н.Кондратьевой. Сущность этого метода заключается в том, что использование модели помогает развивать у детей важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.
Системный подход к экологическому образованию дошкольников обеспечивается посредствам реализации 3-х блоков педагогического процесса:
• специально организованного обучения (совместное творчество педагога и ребёнка, стимулирующее познавательную и творческую активность детей, отвечающее требованиям педагогики сотрудничества);
• совместной деятельности взрослого с детьми (наблюдения, опыты, беседы, экологические игры разного вида, чтение художественной литературы экологического содержания, труд в природе);
• свободной самостоятельной деятельности детей (организация развивающей предметно-пространственной среды).
Повысить эффективность обучения детей в области экологического образования помогают рабочие тетради «Добро пожаловать в экологию!», предназначенные для детей 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет. Задания рабочих тетрадей предусматривают дифференцированный подход к детям. Часть заданий направлена на индивидуальную работу взрослого с ребёнком.
ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (С. Н. Николаева) Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала, основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ.
Цель: воспитание экологической культуры дошкольников.
Программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. В программе представлено пять разделов:
• первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания;
• третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных;
• в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать;
• пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
В программу «Юный эколог» входит подпрограмма — она предназначена для повышения квалификации педагогов и переориентации их мышления с «ознакомления с природой» на «экологическое воспитание».
К программе разработаны методические материалы «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», в которых раскрыта конкретная технология экологического воспитания старших дошкольников в условиях детского сада, представлено планирование работы с детьми на протяжении учебного года по месяцам и неделям.
Рекомендована Министерством образования РФ.
Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.
Программа «Приобщение детей к истории русской народной культуры» (О.Л. Князева, М. Д. Маханева)
Цель: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства: от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Педагоги знакомят детей с жизнью и бытом людей, их характером. Знакомят с нравственными ценностями, традициями, присущими только русскому народу, особенностями их духовной и материальной среды.
Программа состоит из трех частей. В первой содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ, освещаются формы и приемы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части даются перспективные и календарные планы работы с детьми всех возрастных групп, подробно описывается содержание всех занятий. В
третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические, исторические тексты, словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках.
Программа рекомендована Министерством образования РФ.
«Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи ( с 3до 7 лет)» ( Н.В.Нищева)
Цель программы –построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 3 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников.
Основная задача программы – овладение детьми самостоятельной, связанной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе.
ПРОГРАММА «КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ» (Л. В. Куцакова)
Опирается на концепцию художественно-эстетического образования дошкольников. Основная цель - развить конструктивные умения и художественно-творческие способности детей, познакомить их с различными приемами моделирования и конструирования. Строится на комплексном использовании всех видов конструирования и художественного труда в детском саду. Программа содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус.
В авторском пособии «Занятия с дошкольниками по конструированию и художественному труду» дана развернутая технология обучения детей конструированию с помощью конструкторов, бумаги, картона, строительного, природного, бросового и других материалов. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дидактики и возрастным возможностям детей.
Рассчитана на весь дошкольный возраст - от трех до шести лет. Предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного раз вития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одаренных. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям детей. Содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к действительности. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей.
Рекомендована Министерством образования РФ.